Российский авторынок 2009

Кризисный 2009-й обещал стать для мировой автопромышленности годом непростым и в какой-то мере непредсказуемым. Таковым он и оказался: прогнозы падения уровня продаж новых автомобилей на 20% оказались даже несколько оптимистичными. На деле снижение объемов продаж легковых автомобилей и коммерческого транспорта сократились на 58% (данные на май 2009 года) по сравнению с тем же периодом в 2008 году.

Для многих автопроизводителей, чья прибыль и так всегда находится на грани рентабельности, такое падение означает как минимум начало трудных времен. Динамика общего падения автопроизводства более полугода демонстрирует все то же 50-ти процентное снижение по сравнению с предыдущим годом.

Продать авто за наличные становится все труднее, а банковское кредитование сегодня не в состоянии покрыть весь потребительский спрос, поскольку в их среде ужесточились требования к заемщикам. Среди иномарок в падении спроса лидирует Hyundai. Количество проданных автомобилей этой марки в России упало на 77% по сравнению с докризисным 2008 годом. На втором месте топа падения находится Honda, продавшая в 2009-ом почти на 2000 автомобилей меньше, чем в прошлом году.

Определенную роль в падении авторынка сыграла девальвация рубля, а также меры правительства по повышению таможенных пошлин на новые автомобили, принятые в 2009 году. При этом цены на авто соответственно возросли как в валюте, так и рублях, а доходы среднего класса снизились в среднем на 30%. Сопоставляя эти цифры, становится очевидным, что новый автомобиль стал недосягаем для тех россиян, чьи доходы позволяли рассчитывать на его приобретение еще год назад.

Рынок подержанных автомобилей и отечественных марок пострадал меньше всего. На сегодняшний день каждый третий купленный автомобиль в России уже находился в эксплуатации. Фото автомобилей б/у сегодня можно увидеть и на сайтах банковских аукционов, чьи предложения сегодня пользуются большим спросом.

Наибольшее падение наблюдается в классе легких грузовиков при общем снижении продаж около 30% по сравнению с прошлогодним периодом. Однако позиции российского авторынка пока еще подают надежды на среднесрочные и долгосрочные перспективы при негативной динамике краткосрочных прогнозов.

Анализ финансового состояния автопредприятий России и импортеров позволяет выделить некоторые тенденции на ближайшее будущее. Среди них одной из главных, несомненно, является вытеснение с арены мелких игроков. В дальнейшем продолжится консолидация рынка, которая затронет также и автомобильных дистрибуторов. Зарубежные производители комплектующих и запчастей будут вынуждены усилить потоки инвестиций в автомобильные отрасли, что поможет пережить крупным игрокам трудные времена. Российские марки при этом окажутся конкурентоспособными благодаря государственным дотациям и ослаблению рублевого курса. Доля покупаемых автомобилей вследствие этого может существенно увеличиться в пользу отечественных брендов.

В свою очередь антикризисные меры АвтоВАЗа включают привлечение инвестиций на выгодных условиях, предположительно в размерах 12 млрд. рублей, на десятилетний период с пятилетней отсрочкой выплаты процентов.